МОАУ "СОШ № 16"
город Оренбург, Оренбургская область
  • Функциональная грамотность

    Общая информация

    Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

    Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.

    Составляющие функциональной грамотности:

     1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

    2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

    3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

    4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

    5. Креативное мышление.

    6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

    - критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

    - осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

    - вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

    Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

    Доступ к Банку заданий открыт для всех образовательных организаций.

    Авторизоваться на указанном электронном ресурсе можно при помощи учетной записи Российской электронной школы (далее – РЭШ). В случае если учетная запись в РЭШ отсутствует, необходимо пройти регистрацию в РЭШ. Пошаговая инструкция, как получить доступ к Банку заданий, представлена в руководстве пользователя по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction.

    Вопросы, связанные с доступом к Банку заданий и его функционированием, можно направлять по адресу электронной почты fg@edu.ru.

    Для поддержки учителей образовательных организаций по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности запланировано проведение серии онлайн-семинаров в течение 2023/24 учебного года, разработаны методические материалы, а также задания по видам грамотностей. С данными материалами можно ознакомиться на портале «Единое содержание общего образования» (https://edsoo.ru/).

    Вместе с тем можно ознакомиться с результатами работы региона по внедрению в учебный процесс Банка заданий по ссылке: https://sas.ficto.ru/literacy/#/.

    Банк заданий

    Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на платформе РЭШ

    Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы)

    Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы)

    Цифровая школа Оренбуржья

    Материалы Функциональной грамотности от Министерства образования Оренбургской области

    Документы

    Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения Российской Федерации от 06.05.2019 № 590/ 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»

    Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»

    Приказ Министерства образования Оренбургской области от 17.09.2021 № 01-21/1502 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»

    Распоряжение Управления образования администрации города Оренбурга от 01.11.2022 года № 791 "Об утверждении плана мероприятий по повышению функциональной грамотности обучающихся"

    Распоряжение Управления образования администрации города Оренбурга от 31.10.2023 г. № 731 "Об утверждении муниципального плана по повышению функциональной грамотности обучающихся"

    Приложение к распоряжению Управления образования администрации города Оренбурга от 31.10.2023 г. № 731. Муниципальный план мероприятий по повышению функциональной грамотности обучающихся на 2023-2024 учебный год

    Приказ № 01-10/428 от 24.10.2023 г. "Об организации работы по повышению функциональной грамотности в 2023-2024 учебном году"

    План мероприятий по повышению функциональной грамотности обучающихся МОАУ "СОШ № 16" на уровне начального, основного и среднего общего образования на 2023-2024 учебный год

    Дополнительные материалы

    Методические рекомедации:

    https://youtu.be/TMg8KeItUiU
    https://youtu.be/jFckp-dvUvc
    https://youtu.be/Jl-8MOyDfSE
    https://youtu.be/60nRwGDOE20

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике